Валькнут— Меня всегда интриговало число ног у робота. Почему 9, почему нечетное, а не двусторонняя симметрия 2-4-6-8-10?
— Вопрос не так прост, — ответил Норин. — Выше билатеральной симметрии — триада. Геликоидальная нечетность
выше двустороннего равновесия противоположностей, обычно применяемого на Земле и соответствующего
поверхностной структуре окружающего мира. 5-7-9 дают особое преимущество в преодолении противоречий
в бинарных системах и стойкость в двусторонне противоречивом мире, то есть возможность переходить
неодолимые препятствия. Нечетность, большая, чем единица, — это выход из инфернальной борьбы
противоположностей, возможность избежать диалектического качания вправо-влево, вверх-вниз. В природе
это многоосные фазовые системы или трехфазный ток, например. Нечетность как свойство подмечена еще
в глубокой древности. Три, пять, семь, девять считались счастливыми и магическими числами. А у нас
применяется методика косых, или геликоидальных, врезов в равновесные системы противоположных сил.
Таэль покачал головой.
— Все, что я понял, — это существование механизмов, работающих на более сложных принципах, чем внутренние
противоречия. И эти механизмы, так сказать, выше стоят над силами диалектически построенного мира. Они могущественнее!
— Если хотите, так.
И. Ефремов, «Час Быка»
...помню девять миров,
и девять корней,
и древо предела,
еще не проросшее.
«Прорицание вёльвы»
«У Хрунгнира же было прославленное сердце — из твердого камня и с тремя острыми выступами.
По его подобию режется рунический знак, называемый «сердцем Хрунгнира».
Младшая Эдда, «Язык Поэзии»
Трикветрчитать дальшеГеометрически трикветр — это «трилистный узел». Трикветр бывает правый и левый. Т.е., если его отразить в зеркале, получится не то же самое. «Трилистник» — простейший из тороидальных узлов, т.е. таких узлов, которые обвивают поверхность «бублика». «Сварогов квадрат», пентаграмму и звезду Давида тоже можно отнести к таким узлам.
Трикветр часто связывают с Ирландией и святым Патриком. Но он употреблялся ирландцами и вообще кельтами и до св. Патрика тоже. И не только ирландцами. Представления о «Святой троице» имелись у всех индоевропейских народов. Есть вариант норманнского «валькнута», который геометрически — тот же трикветр. Само слово «валькнут» изобретено современными исследователями; в переводе — «узел мертвых». Как его называли сами викинги, неизвестно. Самая правдоподобная версия — «сердце Хрунгнира» (hrungnishjarta).
Но есть и другой «валькнут», 3 переплетенных треугольника. Если треугольники заменить на кольца, получается почти то же, что и в кельтском варианте.
По-английски такая геометрия называется «Borromean rings», удаление любого из звеньев дает 2 несвязаных звена. Позже, первые западноевропейскими христиане, часто видевшие такие знаки, заимствовали их для обозначения Троицы.
Знак «христианской рыбы» имеет вид одной ветки «кельтского» трикветра. Для этого из него достаточно убрать одну-единственную дугу, любую:
Элементарные частицы бывают с тремя типами электрических зарядов — положительные, отрицательные и нейтральные. Причем для существования материи в ее нынешнем виде нужны все три. Магнитное поле и торнадо имеют тороидальную форму.
Изначально знак Трикветра означал Время. Прошлое, настоящее и будущее. В основном считают, что Валькнут применялся в ритуалах, имеющих отношение к смерти и похоронам.Трискеле (Трискель)читать дальшеТрискеле, трискель (в переводе с греческого «треножник») — это древний символ, который был известен у крито-микенцев, этрусков, кельтов, японцев, обитателей Центральной Азии. Представляет собой три изогнутые линии, исходящие из одного центра; иногда эти линии принимают форму ног, «бегущих» друг за другом. Изначально трискеле являлся солнечным символом и отображал движение солнца в его трех основных стадиях (восход, зенит и закат), однако впоследствии в этом значении был оттеснен свастикой и крестом. Впоследствии трискель становится неким образом хода истории, символом «бега времени».
Во время творения языческих заклинаний кельты использовали магический артефакт трискеле. Трискеле — кольцевая система знака содержит элемент переплетения трех стихий (Огонь, Вода, Воздух), уходящих в Бесконечность; амулет равновесия с природой. Равновесие трех стихий в природе даёт спокойствие, защиту и энергию жизни, а симметрия положения в амулете – независимость от смены обстоятельств и самодостаточность.
Как правило, трискеле наносился на любой предмет, который мог и не участвовать в ритуале непосредственно, а лишь присутствовать в магическом круге.
Валькнутчитать дальше
Валькнут (др. норв: valr, убитые воины + knut, knot, узел) — «Узел Убитых», «Узел Избранных», «Сердце Хрунгнира») — эзотерический символ германского язычества, состоящий и трёх переплетённых треугольников. Они характеризуют собой миры Древа Иггдрасиль: Асгард (верхний мир), Мидгард (срединный мир), Хельхейм (нижний мир). Это основные, но всего Древо имеет девять миров. Девять — общее количество вершин трёх сплетённых треугольников. Число начала и завершения, круговорота, разрушения и возрождения. Девять ночей и девять дней висел Один на Древе, чтобы постигнуть руны и себя. Столько же спускался Хермод в Хельхейм, чтобы спасти Бальдра. Девять шагов ступил Тор, упав замертво от яда змея Йормунганда, но убив его. Нужно отмерить девять «спиц» в двенадцатилучевом Коловрате, чтобы вернуться из самой нижней точки Кологода, Зимы, в изначальную Весну. Столько же месяцев требуется, чтобы в мир пришла новая человеческая жизнь. Девять — число завершённости.
Невозможность существования чего-то одного – как не может быть настоящего без прошлого, так и будущего без настоящего — есть движение всего, жизнь. Не случайно, что в самом центре Валькнута, если приглядеться, виден трискель. Невозможно вечное существование тела без духа, оно умрёт и на всех планах бытия. Уходя из одного мира, мы оказываемся в другом, если сознание покидает одно тело, то оно оказывается в другом — всё есть вечный переход, вечное путешествие.
Валькнут — символ тройственной природы Богов: Один-Вили-Ве, Один-Хёнир-Лодур, Один-Хеймдалль-Локи. Единство, преображение, переход. Валькнут — ключ к пониманию этого.
По другим источникам валькнут — это символ посмертного пути воина — отправляться в Вальгаллу, в Хель или оставаться в Мидгарде, символ павших в бою воинов, отображающий трехмерное взаимопроникновение миров, дающий возможность сражаться эйнхерию во время Рагнарёка в любой плоскости бытия. На всех изображениях Валькнут соседствует с воинами, выступая символом Трех Норн и, соответственно, трех сил, символизируемых ими и действующих на воина. Три волшебницы норны (также как три треугольника) ведают судьбами людей и Богов и лишь они только ведают, в какой из миров – Вальхаллу или Хель – отправится умерший.
Урд — Судьба — направляет воина в Хель, Верданди — Становление — удерживает его в Мидгарде, а Скульд — Долг — велит ему отправляться в Вальгаллу и присоединяться к эйнхериям. Видимо, древние скандинавы очень хорошо понимали эту тройственность посмертных путей.
И совершенно не Один решает, куда направится мертвый — сам Великий Ас также подвластен законам Норн. И Один совершенно не является «загробным судьей», он — Великий Воин и Маг, он — действие, а не просто Принцип.
Такое «сужение» смыслового поля Валькнута подтверждается и его соотнесением с Сердцем Хрунгнира — великана, состязавшегося с Одином в верховой езде и убитого Тором. При этом Тор получил серьезное ранение — в его голове застрял кусок точила — странного оружия Хрунгнира. Более того, Тор чуть было не остался погребенным под телом великана, и был спасен лишь силой своего сына Магни.
Эта история точно отражает тройственность Урд-Верданди-Скульд: Хрунгнир хотел перегнать Одина и разрушить Вальгаллу, но бежал от Тора и был им убит, Тор, в свою очередь, хотел победить великана, но был ранен и едва не погиб. В результате Тор возвратился в Вальгаллу, а Хрунгнир отправился в Хель.
Таким образом, тройственность, символизируемая Валькнутом, относится к «посмертью», а не просто к «переходам», и единство миров, отраженное в этом символе, также имеет смысл единства через поток душ, их круговорот в мировом колесе.
Валькнут знаменует единство и тройственность Природных Сил, Вселенной, запечатленной во Всемирном Древе Иггдрасиль. Иггдрасиль, однако, указывает на существование девяти миров, а треугольников в Валькнуте только три. Но каждый треугольник имеет по три вершины. Таким образом, все девять вершин – это и есть миры Всемирного Древа.
Валькнут символизирует не просто единство девяти самостоятельных, казалось бы, миров, их переплетение означает возможность перехода из одного мира в другой, метаморфозы тела, души и духа из одного состояния в другое. Такие переходы в любом направлении подвластны Всеотцу Одину, но простой человек не может покинуть Мидгард (только если примет смерть), поскольку его физическое тело слишком тяжело и «привязано» к миру людей.
Единственная возможность для человека путешествовать между девятью мирами дается ему во сне. Но и для «путешествия» в грезах необходимо развивать свои духовные и душевные способности, поскольку дух, душа и тело существуют лишь в единении. Тяжесть физического тела не отпускает его душу и дух далеко от Мидгарда, а потому большинство видит сны бытовой направленности, сны о мире, в котором живут только простые смертные. Хуже, когда дух накапливает вес психологических проблем, недовольства и стресса, потому что тогда во сне человек под тяжестью спускается в нижние миры – ему снятся кошмары. Ничего предосудительного в кошмарных снах нет. Это лишь подсказка для разума о необходимости решения неких проблем, разрешения трудных ситуаций. Победив кошмары, то есть преодолев трудности в реальной жизни, можно обрести свободу духа и вознестись до самых вершин Иггдрасиля, предстать пред троном самого Всеотца.
Если исходить из прямого понимания названия, Валькнут — это символ посмертного пути воина — отправляться в Вальгаллу, в Хель или оставаться в Мидгарде.
На всех изображениях Валькнут соседствует с воинами, выступая символом Трех Норн и, соответственно, трех сил, символизируемых ими и действующих на воина.Изображения Валькнутачитать дальше1. Тёнгельгордский камень — картинный камень эпохи викингов в Тёнгельгорде, приходе Лэрбру, Готланд, Швеция. Камень изображает сцену воинов с кольцами, один из которых на коне, под которым изображен валькнут.
2. Нанесение узора (предположительно перед видом казни «кровавый орёл») на спину воина. Изображение на жертвенном камне из Готланда. Над воином изображён символ Одина — валькнут.
3. Стура-Хаммарский камень — картинный камень фаллической формы в Стура Хаммаре, приходе Лэрбру, Готланд, Швеция. На камне вырезаны сцены мифологического, религиозного и исторического содержания: сцены жертвоприношения на алтаре с валькнутом, драккар с воинами, воин перед повешеньем на дереве с изображением валькнута рядом. Считается, что наличие на рисунке валькнута, как символа культа Одина, дает право утверждать о наличии в скандинавском язычестве практики человеческих жертвоприношений. Камень частично иллюстрирует легенду о Хильд или легенду о вечной битве (др.-исл. Hjaðningavíg).